СМИ о нас
Офис и пустота
У собственников офисных помещений обычно нет типовых условий аренды — хотя бы потому, что у каждого арендатора свои специфические запросы. Одни снимают большие площади, другие — маленькие, кто-то предпочитает делать ремонт сам, а кто-то заезжает «на все готовенькое». Арендатор, заключивший долгосрочный договор в 2009‑м, может платить за метр гораздо меньше, чем тот, кто занял свой офис годом ранее.
Теоретически под предлогом кризиса можно без особого ущерба досрочно разорвать любой действующий контракт, в котором прописан пункт «форс‑мажорные обстоятельства». Однако по факту собственники офисов всегда могут воспользоваться штрафными санкциями, которые обычно предусмотрены соглашением. Арендодателей понять можно: их пугает даже не ваше единичное обращение, а перспектива цепной реакции — шквала заявок на пересогласование условий от съемщиков. Собственнику помещения психологически легче предложить выгодные условия новому арендатору, чем понизить ставки старому.
«Арендодатель такой же бизнесмен, как и арендатор; все находятся в одинаковых экономических условиях, сталкиваются со схожими проблемами», — напоминает Дмитрий Золин, управляющий директор сети бизнес-центров «Сенатор». Илья Фокин, директор департамента брокериджа NAI Becar, считает, что шансы «соискателя на дисконт» малы еще и потому, что в текущей ситуации растут цены на обслуживание здания и эксплуатацию, увеличиваются налоги.
И все же возможность для маневра есть. Вполне эффективен метод торга, при котором собственника можно взять «измором». При такой тактике предпочтительны не просто письма с конкретными пожеланиями, но и личные встречи. Психологи советуют вести переговоры мягко, вежливо, но настойчиво. Конечно, аргумент вроде «Дайте мне скидку: сейчас все дают» вряд ли сработает. Собственник вполне может отправить арендатора туда, где эти скидки предоставляют. «Крупным компаниям лучше не поскупиться и заказать у брокеров отчет по ставкам в аналогичных проектах с указанием актуальных предложений, которые могут стать достойной заменой текущему офису, — советует Антон Белых, управляющий партнер консалтинговой компании DNA Realty. — Небольшие фирмы могут сделать такую подборку сами, просмотрев предложения в открытых базах. Помимо этих данных, на переговоры хорошо бы захватить информацию о снижении выручки в кризис с прогнозами ее дальнейшего падения. Иначе собственник может заподозрить, что перед ним очередной «ходок за скидками», у которого бизнес растет, а он прикидывается несчастным».
Суперкозырь — метод шоковой терапии: на переговоры о понижении ставки можно прийти с уже подписанным письмом о расторжении контракта. Правда, в этом случае, напоминает Илья Фокин (NAI Becar), всегда нужно быть готовым к реальному расставанию и переезду. Однако чаще всего блеф заканчивается хеппи-эндом.
«Когда мы готовились к переговорам о цене аренды на 2015 год, то продумали массу доводов — от мониторинга цен и недостатка парковочных мест до аргумента «Мы же никогда не срывали графика оплат», — рассказывает Сергей Пархоменко, управляющий партнер PR-агентства «Идеи и решения». — Однако на практике оказалось достаточно просто заявить, что мы рассматриваем другие варианты. В итоге удалось договориться о 25-процентном сокращении платежа».
Усилить «терапевтический эффект» помогает присутствующий на переговорах консультант по недвижимости из независимой компании. Для владельца это знак того, что клиент осведомлен о рыночных условиях аренды и рассматривает альтернативные варианты. По словам Романа Щербака, заместителя директора департамента офисной недвижимости компании Praedium, мера действенна еще и потому, что в этом случае собственнику совсем не интересно портить взаимоотношения с брокером: «Консультант, усмотрев неадекватность в запросах собственника, возьмет его «на карандаш» и вряд ли приведет в данный бизнес-центр новых клиентов, да еще, возможно, не станет рекомендовать проект коллегам, тем самым подмочив имидж».
Возможность получить дисконт часто зависит от метража офиса. Антон Белых (DNA Realty) считает, что в нормальном проекте шансы получить скидку на небольшие помещения (50–100 кв. м) невелики. «Такие площади востребованы даже в кризис, — говорит эксперт. — Собственнику проще попрощаться с арендатором, оставив в качестве штрафа за досрочное расторжение депозит, и выставить помещение на рынок. Вместо того чтобы торговаться в одиночку, небольшому арендатору гораздо полезнее переговорить с соседями, узнать их настроения — и если они также не тянут аренду, пойти в управляющую компанию с коллективным письмом и предложениями». Совсем другое дело, когда компания занимает целый этаж или значительную часть здания: тогда собственник охотнее идет на уступки, боясь в одночасье потерять «якоря» и доход.
Проще всего получить скидку на объектах, где есть свободные площади. В этом случае хорошо бы прощупать, по каким ставкам предлагает собственник помещения в своем бизнес-центре на рынке и насколько он готов к торгу. Это можно сделать через брокеров, недавно заехавших арендаторов или организовав визит «тайного покупателя».
Менее сговорчивы владельцы проектов, обремененные валютными кредитами, добавляет Алексей Васильев, руководитель отдела аренды коммерческой недвижимости компании «НДВ-Недвижимость». Такие арендодатели бьются до последнего, стараясь сохранить ставку, поскольку сами являются заложниками неустойчивой ситуации на валютном рынке.
Бонусы, которые может предоставить собственник помещения, разнообразны: это и снижение или даже отмена ежегодной индексации ставки аренды, и уменьшение размера эксплуатационных платежей, и возможность сдавать часть помещений в субаренду, и уменьшение стоимости аренды машино‑мест в паркинге. «Улучшение текущих условий может быть достигнуто за счет продления срока контракта, аренды дополнительных площадей в здании, внесения большего авансового платежа по аренде (например, за один год, а не за квартал)», — напоминает Виктория Данченко, директор отдела глобальных корпоративных услуг CBRE.
Если договор привязан к валюте, самая распространенная форма скидок — фиксация курса. Например, раньше арендаторы могли платить в рублях по курсу ЦБ РФ на день расчета, а после пересмотра условий они берут за ориентир докризисные значения. «Недавно с нашим участием был продлен договор аренды, в котором ставка осталась прежней, но благодаря фиксации курса на уровне 41 рубля за доллар нам удалось сэкономить клиенту примерно 10 млн рублей в год», — сообщил «Бизнес-журналу» Дмитрий Венчковский, старший директор офисной группы Cushman & Wakefield.
Дружественный арендодатель может взять на себя курсовые риски, привязав ставки к валютному коридору. В текущей ситуации дельта обычно выглядит так: не менее 30 и не более 45 рублей за доллар.
Как уверяют брокеры, рублевые цены — действенная мера антикризисного менеджмента, дающая гарантии в завтрашнем дне обеим сторонам. Особенно эффективна такая стратегия для арендаторов, бизнес которых приносит выручку в рублях. В S.A. Ricci отмечают, что в большей степени тренд затронул офисы класса B и B+, а вот в сознании девелоперов премиальных объектов психологический переход к национальной валюте пока не состоялся. Между тем, по данным Cushman & Wakefield, в обиход уже входит практика фиксации рублевых ставок в офисных проектах класса А (на один–два года). В перспективе тенденция будет нарастать.
«На рынке коммерческой недвижимости полным ходом идет реформа ценообразования, — резюмирует Денис Колокольников, председатель совета директоров компании RRG. — Арендаторы диктуют свои условия, требуя перехода на национальную валюту. Масштабного падения ставок не происходит, но можно говорить об отрицательном тренде: в долларах снижение есть, в рублях рост отсутствует вопреки обесцениванию».
Если решить вопрос с арендодателем так и не удалось, на худой конец, можно и переехать в новый офис. Тем более что собственник, зазывающий на свободную площадь, всегда более сговорчив и предлагает разнообразные бонусы вроде арендных каникул, отсутствия индексации, компенсации отделки и пр.
Кстати, миграция арендаторов вкупе с сокращением объемов поглощения площадей уже приобрела в России характер ярко выраженного тренда. По данным RRG, на офисном рынке Москвы ситуация удручающая: пустует свыше 2 млн кв. м площадей. При этом еще продолжает действовать инерция ввода в эксплуатацию новых «квадратов» в объектах, строительство которых было начато задолго до кризиса. В Cushman & Wakefield уровень текущей вакансии на офисном рынке столицы оценивают в 18,5%. Особенно страдает сегмент дорогих помещений: на данный момент свободна примерно треть офисов класса А, что приблизительно составляет 1 млн кв. м. Консалтеры отмечают, что в четвертом квартале прошлого года объем вакантных метров в премиальном сегменте даже превысил уровень кризисного 2009‑го.
Ирина Могилатова, управляющий партнер агентства недвижимости TWEED, объясняет нынешний «вакуум» в сегменте офисов класса А массовым исходом из России иностранцев, которые до кризиса были основными потребителями премиальных помещений. «В связи с международной напряженностью западные компании корректируют планы по развитию, сворачивают бизнес или вовсе уезжают из нашей страны, — говорит эксперт. — Их возвращение в ближайшей перспективе вряд ли предвидится».
Существует также версия, что в Москве арендаторам приходится даже хуже, чем в регионах, поскольку ставки в первопрестольной преимущественно зафиксированы в долларах. «В Питере, конечно, есть проекты с валютными ставками, но в основном они номинируются в рублях, в регионах же все цены только в национальной валюте», — говорит Виктория Данченко (CBRE).
По информации NAI Becar, самый актуальный запрос на рынке сегодня — готовый к въезду офис класса В площадью 200–300 кв. м не в самом центре, но и не совсем на окраине. Действующие же арендаторы демонстрируют горячее желание жертвовать лишними метрами и различными коммунальными удобствами. Брокеры компании «НДВ-Недвижимость», например, говорят, что сегодня им часто приходится иметь дело с пожеланиями клиентов вроде «Мы готовы отказаться от кухни в офисе, и собственный санузел нам не нужен: достаточно того, что есть на этаже».
У брокеров офисного рынка сейчас полно работы по пересогласованию условий договоров аренды для своих клиентов. В компании Knight Frank «Бизнес-журналу» рассказали, что в декабре 2014 года ее эксперты пересогласовали контракты на общую площадь свыше 16 тыс. кв. м. Вал заявок по оптимизации наблюдают и в S.A. Ricci. Среди клиентов — структуры, работающие в банковской сфере, страховые, консалтинговые и рекрутинговые агентства. «Многие хотят не только пересмотреть условия договора, но и воспользоваться ситуацией, поменять офис на объект с лучшим местоположением, не увеличивая затрат на аренду», — уточняет Александр Аверкин, директор департамента офисной недвижимости S.A. Ricci.
Интересно, что в прошлый кризис многие собственники офисных помещений всячески демонстрировали арендаторам жесткость своей позиции и до последнего бились за каждый доллар. Однако сегодня, наученные горьким опытом, они стали сговорчивее. Словом, на офисном рынке наконец наступила эра арендаторов, поэтому кризис отчасти может иметь для них и приятное послевкусие…
Нынешний кризис сильно упростит этот пасьянс, фактически уравняв в правах всех арендаторов. Сегодня каждый добивается примерно одного — пересмотра цен. И стоит сказать, что не без оснований. Ведь в целом по офисному рынку ставки к началу 2015 года просели на 20–30%. Как вести непростые переговоры с арендодателем и какие аргументы приводить?
УЙДУ К ДРУГОМУ
СЕКРЕТЫ ТОРГА
РУБЛИ НА ДОЛЛАРЫ
МЫ ЕДЕМ, ЕДЕМ, ЕДЕМ…
Портфолио сделок
- Клиент: Глосав
- Воробьёвский
- Площадь 16000 м2

- Клиент: World Class
- Ямъ Плаза
- Площадь 5446.9 м2

- Клиент: НИРИТ-СИНВЭЙ Телеком Технолоджи
- Лотос, башня С
- Площадь 29450 м2